logo-circle
Поиск
Close this search box.

Культура инклюзии

Зачем нам нужно инклюзивное общество?

Думаю, если остановить на улице любого человека, он скажет, что инклюзивное общество России очень нужно. Тут ведь вопрос в другом: чем мы готовы поступиться ради этой цели? Каждый из нас? Где-то пропустить человека с инвалидностью вперед, потерпеть задержку автобуса (самолета), пока загружают другого пассажира в коляске. Поначалу никто не возмущается, но в какой-то момент ты почувствуете тихое раздражение, за которое тебе будет позже стыдно, надеюсь. Ведь у каждого из нас есть этот порог терпимости – и у всех он разный. Иначе мы все были бы святые.

А ты был на адаптивных фестивалях? Если да, то потом вдруг понимаешь, насколько  к этому не готов – участвовать в жизни неблизких людей. Ты просто живешь, ешь, пьешь,  а проблемы других тебя не касаются никак — ни здоровых, ни больных. В философии есть высказывание, что если внимательно рассмотреть себя, каждый человек поймет, что он предрасположен ко злу, по умолчанию. А дальше требуется постоянная работа над собой. Поэтому, нам всем надо больше смотреть в себя и не цепляться за внешнее: вот ты сейчас такой красивый сидишь и модный, а у человека за соседним столом еда изо рта выпадает. Ну и что? Не судить окружающих вообще, а уж тем более по принципу «здоровый или больной». Это очевидные и всем понятные вещи, а дальше вопрос именно в том, насколько общество готово потратить свое время на то, чтобы сделать страну, город, двор удобными для всех.

Инклюзивное общество – это общество, где каждый человек задумывается о том, чем он готов пожертвовать ради того, чтобы людям с физическими или ментальными особенностями было тоже комфортно. Общество, где люди готовы хотя бы чуть-чуть расширить границы своего терпения. Это не так просто — ради совершенно незнакомого человека, что-то сделать, например, жертвуешь деньгами, жертвуешь временем, возможностями.

Мне кажется, проблема инклюзивности в России заключается в том, что мало людей в принципе думают о том, что она необходима. Нет идеи о том, что надо помогать тем, кто слаб. Что не надо бояться тех, кто сильнее. И что это круто, когда ты готов помочь слабому и не боишься сильных. А парапеты для инвалидных колясок, удобные тротуары – они будут сделаны тогда, когда в обществе появится сама идея об их необходимости. А иначе у нас получается система общества «пирамидальная», даже какая-то золотоордынская. Она как присутствовала в нашем обществе в советское время, так и сейчас присутствует. Тех, кто не способен жить, как все, просто отправляли в интернаты. Но ведь сейчас мы живем в такое эклектичное время — в хорошем смысле — что можно и нужно все и всех смешивать. Сейчас все идеи и жанры присутствуют одновременно и все имеют право на существование в одинаковой степени.

И начинается все со школы, когда все равны и у каждого есть право на счастливое детство и тогда они вырастут людьми, для которых инклюзия будет абсолютной нормой. Согласны?

Что такое  инклюзивная культура?

Инклюзия (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) термин, используемый для описания процесса взаимодействия людей с различными  видами инвалидности и людей без инвалидности.

В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.

В основе инклюзии лежит равенство и ценность личности, каждый может быть полезным и стать частью целого.

Выделяют 8 основных принципов инклюзии:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Культура имеет несколько значений, согласно одному из которых, культура — это высший навык развития чего-либо. Таким образом, инклюзивная культура  это высший навык развития совместного взаимодействия людей с различными  видами инвалидности и людей без инвалидности.

Инклюзивная культура – это уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности.

Инклюзивные ценности – важнейшие компоненты инклюзивной культуры наряду с нормами и идеалами.

Термин «инклюзивная культура» относится к поликультурному образованию так же, как она входит в состав инклюзивного образования.

Все то, что дано в его определении можно отнести не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания или какими-либо другими особенностями. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека.

Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве наиважнейшего основания для развития поликультурного и инклюзивного образования.

Если современное общество научится «принимать каждого своего члена таким, какой он есть», преодолевать «в себе чувства раздражения от непохожести других», то проблему воспитания терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать решенной.

Дата обновления страницы: 07.12.2019