Доступность транспорта для инвалидов России должна обеспечиваться на государственном уровне, а перевозчики обязаны обеспечить помощь и сопровождение на протяжении всей поездки. На уровне отдельных организаций может вводиться льготный проезд для инвалидов в транспорте. Рассмотрим, как эти моменты урегулированы законодательно.
Как регламентируется доступность транспорта для инвалидов
Статья 15 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что транспорт для общественного пользования, а также все объекты, которые входят в инфраструктуру (все постройки, включая места ожидания транспорта) должны быть оборудованы и обустроены таким образом, чтобы предоставлять доступ для людей на колясках. Это значит, что перевозчик обязан оборудовать пандусы и щиты с информацией, которую хорошо видно и легко прочитать людям с нарушением зрения. Светофоры должны издавать звуковые сигналы. При необходимости, государство обязано заниматься организацией помощи и сопровождения инвалида во время проезда в транспорте.
Разрешается перевозка собак-проводников. Согласно ФЗ, деньги на оснащение средств транспортировки, или реорганизацию/достройку/дополнительное оснащение инфраструктуры транспортной системы выделяются из бюджетов гос. и городских властей. Также законом установлена обязанность проектирования доступного для инвалидов городского транспорта, а также, их интересы должны учитываться заранее, при планировании и проведении строительных работ в городах.
Доступность железнодорожного транспорта
Статья под номером 80.1 в Уставе ж/д транспорта регламентирует права инвалида при пользовании железной дорогой. Поэтому, на железнодорожных вокзалах обязательно должны быть телефоны, расположенные на уровне сидящего в кресле человека, кроме того, они должны поддерживать функцию снижения и повышения громкости. Также, низко расположены должны быть и текстофоны, которые позволят колясочнику связаться с необходимыми службами, экстренного вызова или для получения важной информации.
Информация о том, как можно добраться и в каких условиях до места назначения должна подаваться доступно, в понятной для человека с ограниченными возможностями форме. К примеру, для человека с нарушением слуха — это понятная, крупная надпись с указанием направления, а для человека с проблемой со зрением — звуковое оповещение, подсветка указателей, специальные направляющие трафареты.
Транспортная компания при поддержке государства должна организовать бесплатную помощь для перемещения по вокзалу, при загрузке в вагон и при выгрузке из него, при заполнении и оформлении документации, сдаче и выдаче вещей из багажа. Если это необходимо, перевозчик обеспечивает пассажира транспортировочными доп. средствами, как например, инвалидной коляской. Пользоваться ими можно как на территории вокзала, так и при междугороднем сообщении, или в маршруте дальнего следования.
Если есть необходимая бумага с разрешением, возможен проезд вместе с собакой-проводником. Доступность транспорта для инвалидов выражается еще и в том, что особый пассажир может нарушить норму на бесплатный провоз багажа, если он везет трость, костыли, носилки или инвалидную коляску.
!!! Накануне поездки нужно связаться с Центром содействия мобильности РЖД. Оператор должен находится на связи, и работать круглосуточно, а данные вы найдете на официальной странице РЖД.
Права инвалидов в авиапутешествиях
Если вам отказывают в праве авиаперелета, или в одной из услуг, связанных с доступностью транспорта, вы можете ссылаться на статью 106.1 в воздушном кодексе РФ, там перечислены права людей с ограниченными возможностями в аэропортах. Когда это необходимо, специально обученный персонал от перевозчика обязан сопровождать инвалида на всех этапах поездки: при перемещении в аэропорту, оформлении и прохождении регистрации на рейс, сдаче и получении багажа, проведении досмотра и личного контроля.
Если требует состояние здоровья, пассажиру должны выдавать спец. средства для поездки в мед. пункт или медсанчасть (к таким относятся ходули, инвалидная коляска, транспортная тележка, спец. кресло). Для человека на коляске обязательно предусматривается загрузка и выгрузка из самолета при помощи специального подъемного устройства (амбулифта).
Условия транспортировки и любая дополнительная информация должна подаваться в понятном и доступном для всех формате. Кроме того, должно предусматриваться использование инвалидного кресла на борту самолета для посещения туалетной комнаты и других необходимых перемещений, если человек не может передвигаться сам. Если вспомогательное устройство передвижения превышает установленные нормы по весу багажа, пассажир не должен платить за перевес.
При оплате билета лицо обязано уведомить перевозчика об инвалидности. А накануне поездки можно позвонить в колл-центр аэропорта и сообщить, в каких услугах будет нуждаться пассажир. В аэропорту помогают сотрудники, работающие на информационных стендах. Более детальную информацию о том, как должны предоставлять услуги в аэропорту и на воздушных судах для инвалидов, вы найдете в Приказе Минтранса России от 15.02.2016 №24.
Что такое социальное такси
Инвалиды могут передвигаться не только на городском общественном транспорте. В некоторых городах организована работа социального такси.
Санкции за нарушение прав инвалида на транспортировку
Административный кодекс предусматривает ответственность для перевозчиков. К примеру, если условия доступа инвалида не обеспечиваются к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, то нарушителя облагают следующим штрафом: для должностных лиц — в размере 2-3 тысяч рублей, для юридических — от 20 до 30 тыс. р. (ст. 9.13 КоАП).
Если право на обеспечение транспортом инвалидов было нарушено, человек может обратиться в соцзащиту, и сотрудники занесут этот факт в протокол. Стоит пожаловаться и в транспортную прокуратуру.
Льготный проезд в транспорте
Льготы на проезд в общественном транспорте устанавливаются на региональном уровне. А вот льготы на проезд в поездах и самолетах были отменены в 2005 г. Тогда инвалиды могли купить билеты за полцены. Сейчас можно воспользоваться правом на бесплатный проезд в пригородных поездах и междугороднем транспорте, если человек едет к месту лечения и обратно (ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ).