В семье – ребенок-инвалид. Звучит как приговор, после которого проходит очень много времени, прежде чем взявшие себя в руки родители начинают выстраивать жизнь семьи по особым правилам.
Самое главное – суметь включить своего ребенка в жизнь социума, причем сделать это так, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно. Речь здесь, конечно же, идет не только о так называемой «доступной среде», но и другом, наиболее важном аспекте – научить ребенка быть счастливым человеком, а не лицом с ограниченными возможностями.
Сегодня на государственном уровне много сделано для того, чтобы «особые» дети имели право на образование, развитие, социальную интеграцию, но далеко не всегда наличие прав дает возможность их реализовать на практике. В чем же кроется причина такого парадокса? Вероятно, это неготовность социального окружения к взаимодействию с «другими» людьми. Мы много говорим о том, что нужно принимать любого человека, пытаемся организовать инклюзивное образование, ждем, когда в социальных учреждениях и школах появятся тьюторы и дефектологи, которые смогут лучше других вести коррекционно-развивающую работу. Но зачем ждать будущего, когда дети есть сегодня, сейчас?
Что делать?
Родители, которые столкнулись с подобными барьерами, наверняка задаются вопросом: что делать? Разберемся во всем по порядку.
Во-первых, и это самое главное, не нужно стыдиться своего ребенка и прятать его от посторонних глаз. Не стоит тешить себя иллюзиями, что только вы сами сможете сделать все необходимое для его развития, что никто не сможет ничего изменить и реально помочь вам. Рано или поздно наступит момент, когда вы не сможете быть рядом, и ребенок окажется абсолютно неприспособленным к жизни в мире за пределами домашней крепости.
Во-вторых, и это, прежде всего, нужно понять самим родителям, нельзя допустить, чтобы ребенок остановился в своем развитии на той ступени, куда дала ему возможность встать болезнь. Даже малейший прогресс – это способ помочь увидеть ребенку, что он может занимать иной социальный статус, что для общения с другими людьми ему не нужны специальные условия. Ведь если изначально ребенку будут даваться установки на иждивенческий образ жизни (обучение только в специализированных учебных заведениях, создание специализированных рабочих мест, поддержка государства в виде льгот и пособий), то это может привести к чувству собственной зависимости и нежеланию работать над собой.
В-третьих, и это гораздо сложнее, найти специалиста, который поможет организовать коррекционно-развивающую работу так, чтобы ребенок на поведенческом уровне сумел выработать навыки, которые позволят ему нормально функционировать в обществе. И это не обязательно будет специалист из образовательного учреждения, в котором проходит инклюзивное обучение вашего ребенка. В условиях школы в большей степени будет организовано совместное обучение здоровых и больных детей, что на деле выглядит как просто нахождение в общем помещении, здесь у учителя мало возможности наладить общение между детьми, что, безусловно, было бы важнее для ребенка, который имеет ограничение жизнедеятельности, чем получение знаний. Хотя большой плюс – это возможность общего развития ребенка через познание мира и происходящих в нем событий и процессов, изучаемых на уроках. В школе возможно также проведение индивидуальных занятий с психологом и логопедом (так, где они есть), и это также немаловажно. Но ограничение в непосредственном общении с другими детьми все-таки остается. И это большой минус.
Вам могут помочь
Сегодня существуют различные общественные организации, готовые помочь организовать досуг и развивающие занятия для «особых» детей. Здесь ребенок может, что называется, «отдохнуть душой», получить массу приятных впечатлений и даже обзавестись друзьями, что очень ценно. Но, как правило, это разовые акции, а в развитии детей-инвалидов нужна системность и постоянство.
Если говорить о государственных органах, то это центры социального обслуживания населения. Здесь работают психологи, которые могут научить детей навыкам позитивного сотрудничества, помочь в развитии коммуникативных навыков, уверенности в себе, способности к самопознанию и многому другому. В таких учреждениях есть возможность в непринужденной обстановке организовать работу в группе попринципу максимальной социализации детей, имеющих проблемы со здоровьем. Причем включать их в работу наряду со здоровыми детьми. Положительным моментом является то факт, что детям не надо показывать перед другими свой уровень (как это происходит в школе, когда так или иначе детей сравнивают по уровню учебных достижений), здесь достаточно быть просто человеком, желающим познать свой внутренний мир и научиться избавляться от негатива, не видеть в лицах людей, подчас с интересом рассматривающих как необычных экспонатов «особых» детей, врагов, от которых всеми силами надо защищаться и прятаться. На подобных занятиях и здоровые дети имеют возможность получать ценный опыт взаимодействия с такими детьми, они в реальной жизни учатся сопереживать и видеть за внешней, не всегда приглядной, оболочкой человека его внутреннюю сущность, понимать, как богат может быть внутренний мир, и что ограничение в состоянии здоровья никак не влияет на его способность быть человеком.
Важно помнить, что только взаимодействуя с окружающими людьми, можно преодолеть различные проблемы и жить полноценной жизнью. Эта мысль касается всех – и здоровых, и нездоровых, и взрослых, и детей. Если сегодня мы будем не просто говорить о толерантности, а жить ВМЕСТЕ, вести диалог на равных, невзирая на различия в состоянии здоровья и социальные статусы, то нам наверняка удастся избавиться от ограниченных возможностей, и тогда мы все будем ЛЮДЬМИ. Людьми, умеющими любить ближних.
Автор: Альяфия Валеева