Зачем нам нужно инклюзивное общество?
Думаю, если остановить на улице любого человека, он скажет, что инклюзивное общество России очень нужно. Тут ведь вопрос в другом: чем мы готовы поступиться ради этой цели? Каждый из нас? Где-то пропустить человека с инвалидностью вперед, потерпеть задержку автобуса (самолета), пока загружают другого пассажира в коляске. Поначалу никто не возмущается, но в какой-то момент ты почувствуете тихое раздражение, за которое тебе будет позже стыдно, надеюсь. Ведь у каждого из нас есть этот порог терпимости – и у всех он разный. Иначе мы все были бы святые.
А ты был на адаптивных фестивалях? Если да, то потом вдруг понимаешь, насколько к этому не готов – участвовать в жизни неблизких людей. Ты просто живешь, ешь, пьешь, а проблемы других тебя не касаются никак — ни здоровых, ни больных. В философии есть высказывание, что если внимательно рассмотреть себя, каждый человек поймет, что он предрасположен ко злу, по умолчанию. А дальше требуется постоянная работа над собой. Поэтому, нам всем надо больше смотреть в себя и не цепляться за внешнее: вот ты сейчас такой красивый сидишь и модный, а у человека за соседним столом еда изо рта выпадает. Ну и что? Не судить окружающих вообще, а уж тем более по принципу «здоровый или больной». Это очевидные и всем понятные вещи, а дальше вопрос именно в том, насколько общество готово потратить свое время на то, чтобы сделать страну, город, двор удобными для всех.
Инклюзивное общество – это общество, где каждый человек задумывается о том, чем он готов пожертвовать ради того, чтобы людям с физическими или ментальными особенностями было тоже комфортно. Общество, где люди готовы хотя бы чуть-чуть расширить границы своего терпения. Это не так просто — ради совершенно незнакомого человека, что-то сделать, например, жертвуешь деньгами, жертвуешь временем, возможностями.
Мне кажется, проблема инклюзивности в России заключается в том, что мало людей в принципе думают о том, что она необходима. Нет идеи о том, что надо помогать тем, кто слаб. Что не надо бояться тех, кто сильнее. И что это круто, когда ты готов помочь слабому и не боишься сильных. А парапеты для инвалидных колясок, удобные тротуары – они будут сделаны тогда, когда в обществе появится сама идея об их необходимости. А иначе у нас получается система общества «пирамидальная», даже какая-то золотоордынская. Она как присутствовала в нашем обществе в советское время, так и сейчас присутствует. Тех, кто не способен жить, как все, просто отправляли в интернаты. Но ведь сейчас мы живем в такое эклектичное время — в хорошем смысле — что можно и нужно все и всех смешивать. Сейчас все идеи и жанры присутствуют одновременно и все имеют право на существование в одинаковой степени.
И начинается все со школы, когда все равны и у каждого есть право на счастливое детство и тогда они вырастут людьми, для которых инклюзия будет абсолютной нормой. Согласны?
Что такое инклюзивная культура?
Инклюзия (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) термин, используемый для описания процесса взаимодействия людей с различными видами инвалидности и людей без инвалидности.
В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.
В основе инклюзии лежит равенство и ценность личности, каждый может быть полезным и стать частью целого.
Выделяют 8 основных принципов инклюзии:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Культура имеет несколько значений, согласно одному из которых, культура — это высший навык развития чего-либо. Таким образом, инклюзивная культура это высший навык развития совместного взаимодействия людей с различными видами инвалидности и людей без инвалидности.
Инклюзивная культура – это уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности.
Инклюзивные ценности – важнейшие компоненты инклюзивной культуры наряду с нормами и идеалами.
Термин «инклюзивная культура» относится к поликультурному образованию так же, как она входит в состав инклюзивного образования.
Все то, что дано в его определении можно отнести не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания или какими-либо другими особенностями. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека.
Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве наиважнейшего основания для развития поликультурного и инклюзивного образования.
Если современное общество научится «принимать каждого своего члена таким, какой он есть», преодолевать «в себе чувства раздражения от непохожести других», то проблему воспитания терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать решенной.