logo-circle
Поиск
Close this search box.

Общие правила этикета при общении с людьми с инвалидностью

Общие правила этикета при общении с людьми с инвалидностью:

1. Признавать его равным
Обычно, первое, что отображается на лицах людей, когда рядом с ними появляется человек с инвалидностью, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед ними человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты люди чаще всего стыдливо опускают глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что люди могут сделать для такого человека, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт.
При разговоре с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Учитывать его возможности
При всем этом, контактируя с человеком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение.
Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно,
как с маленькими детьми, то можете их обидеть. Если человек с ОВЗ что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

3. Не проявлять жалость.
Дело в том, что жизнь человека с инвалидностью, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно.
Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с ограничениями. И лучшей тактикой тех, кто
находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие
– это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе человека с инвалидностью, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

Особенности взаимодействия с различными категориями людей с инвалидностью:

При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении
Необходимо помнить, что коляска человека с ОВЗ – неприкосновенное пространство.
Не облокачивайтесь на нее, не толкайте. Начать катить коляску без согласия владельца – то же самое, что схватить и понести вещи человека без его разрешения.
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Если вам разрешили передвигать коляску, катите ее медленно.
Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

При общении с слабовидящими и незрячими:
• Предлагая свою помощь, необходимо направлять человека, не стискивать его руку, идти обычным шагом.
Не нужно хватать незрячего человека и тащить его за собой.

• Описывать кратко, где вы находитесь. Предупреждать о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п.

• При чтении незрячему человеку нужно говорить нормальным голосом. Не пропускать информацию.

• Всегда обращаться непосредственно к человеку, даже если он совсем не видит, а не к его зрячему спутнику.

• Всегда называть себя и представлять других собеседников, а также остальных присутствующих.
При общении с группой незрячих людей, необходимо всегда обозначать к кому из них обращаетесь.

• При предложении сесть незрячему человеку, нужно направить руку на спинку стула или подлокотник.

• Стоит избегать расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Нужно быть точными: «Стакан находится по середине стола».

При общении с людьми с нарушением слуха

• Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, нужно дать знак, что
обращение идет именно ему.

• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, нужно смотреть прямо на него. Не затемнять свое лицо и не загораживать его руками, волосами или какими-то
предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

• Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается
повышением чувствительности к громким звукам).

• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В
другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

• Говорить ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно
и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

• Если слабослышащий просит повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть
или прояснить смысл сказанного.

• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

• Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной
почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

• Если существуют трудности при устном общении, можно спросить, не будет ли проще переписываться.

• Не забывать о среде, которая окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень
тоже могут быть барьерами.

• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику,
а не к переводчику.

• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, только три из десяти слов хорошо прочитываются.

При общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения

Стоит использовать доступный язык, выражаться точно и по делу. Не думать, что вас не поймут. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет
такой же опыт, как и любой другой взрослый человек. Надо быть готовым повторить несколько раз.

Говоря о задачах или давая инструкцию, нужно рассказывать все «по шагам». Давать собеседнику возможность обыграть каждый шаг после объяснения.

При общении с людьми, имеющими психиатрические проблемы

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, можно спросить его спокойно, что можно сделать, чтобы помочь ему. Не стоит говорить резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если есть для этого основания. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию.
Если к ним проявлять дружелюбие, они будут чувствовать себя спокойно.

При общении с людьми, испытывающие затруднения в речи

• Не нужно перебивать и поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Нужно начинать говорить только тогда, , когда он уже закончил свою мысль.

• Не нужно пытаться ускорить разговор. Нужно быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени.

• Смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт.

• Стараться задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

• Не нужно притворяться, если было не понятно, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если снова не удалось понять, можно попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

• Если возникают проблемы в общении, можно спросить, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.

При общении с людьми с гиперкинезами (спастикой):

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

• Не следует обращать на него пристальное внимание.

• При разговоре не нужно отвлекаться на непроизвольные движения собеседника.

Дата обновления страницы: 08.01.2020